В последние годы количество дел, связанных с уголовной ответственностью мужчин за многоженство значительно возросло.
Малика-вторая жена
За спиной её называют не иначе как «Малика-вторая жена». Когда она осталась одна с четырехлетним сыном на руках, ей всего-то было 23 года. Мужа убили на войне. Однако родители и обстоятельства не позволили ей долго горевать.
Времена были смутные, неспокойные. И её, жительницу Гарма, что на востоке от Душанбе, приметили охранники одного из влиятельных командиров ОТО (Объединенная таджикская оппозиция), и по их рекомендации она вскоре стала второй женой.
Малика признается, что именно во втором браке она поняла вкус жизни, а привлекательный муж дал ей почувствовать себя настоящей женщиной. Сынишку новый муж принял за «своего» и за 12 лет совместной жизни у них родилось ещё пятеро детей. Семья к тому времени переехала в Душанбе, однако счастье Малики длилось недолго.
Однажды, после долгого отсутствия мужа, он проговорился невзначай, что почтеннейший ишан из Душанбе благословил его на брак со своей юной внучкой. Малика вспоминает, что от услышанного очень долго не могла прийти в себя:
«Все перевернулось в моей жизни, я не понимала, как жить дальше. Я не могла ни есть, ни пить. На тот момент, когда я узнала об этом, я только что родила третьего сына. У меня, видимо, появилась горечь в молоке, что ребенок перестал сосать грудь.
Дело в том, что он как-то, шутя, сказал мне, что собирается жениться в очередной раз, и я ему тогда сказала: «Пожалуйста, не шути так». Боже мой, его новая жена такая маленькая, некрасивая, было бы за что... Сам он высокий, видный… У нас многое после этого изменилось. Конечно, он навещает нас с детьми, но я же вижу: его мысли полностью поглощены ею».
Малика признается, что положение её обязывает смириться, так как оставшись одна - с шестью детьми и без каких-либо доходов на жизнь –они попросту не выживут. «А так, он в неделю пару раз к нам заходит», - утешается она.
Статистика не отражает действительность
Правоохранительные органы Таджикистана считают, что в последние годы количество дел, связанных с уголовной ответственностью мужчин за многоженство значительно возросло, если учесть, что до сих пор в глазах милиции подобного рода дела рассматривались в большей степени как семейные конфликты, куда и вовсе не полагается нос совать милиции.
«Обычно такие пары быстро мирятся и жена забирает заявление, потому и милиция, как правило, глубоко не вникает в их семейные проблемы», - прояснил ситуацию один из сотрудников МВД.
Соответственно те 118 случаев за десять месяцев прошлого года, когда мужчины были привлечены к уголовной ответственности за многоженство, принято считать лишь верхушкой айсберга.
Двоеженство - плод войны?
Таджикское общество впервые столкнулось с проблемой многоженства в годы гражданской войны, когда несчетное количество семей осталось без кормильцев – без материальной и моральной поддержки отцов, братьев, мужей.
Многие женщины с детьми от крайней нужды и беспомощности, в поисках безопасности, были вынуждены согласиться на роль вторых или третьих жен. Некоторые мужчины, оправдываясь тем, что спасают молодую вдовушку от опасности выйти на панель, тем самым спасают ее репутацию и экономическое положение.
Однако после окончания войны эта тенденция не только продолжилась, но усилилась. Среди многоженцев, как показывает жизнь, преимущественно представители бизнес-структур, чиновники, члены парламента и просто богатые мужчины.
Марям Давлатова, эксперт по гендерным вопросам, считает, что трудовая миграция большого числа молодых мужчин за пределы страны сильно повлияла на демографический перевес числа девушек брачного возраста, что подталкивает подчас многих родителей отдавать своих дочерей в качестве вторых или третьих жён семейным мужчинам, как говорят, «лишь бы не остались в девках».
Последствия многобрачья
Однако эта тенденция, наряду с решением определенных семейно-бытовых проблем, сталкивает жен и детей от полигамных браков с непредвиденными трудностями иного порядка, такими - как отсутствие официальной регистрации, свидетельства о рождении ребенка на имя официального отца, а в случае распада семьи приводит к полному высвобождению мужчины от выплаты алиментов в поддержку собственных и приемных детей - и все потому, что для таких случаев «закон не писан».
И наконец, полная бесправность женщины, поскольку в «рабство к мужчине» она поступает добровольно-принудительно.
Однако нельзя в случае многоженства осуждать только лишь мужчин, считают некоторые эксперты.
"Ответствены все"
По мнению той же Марьям Давлатовой, когда речь идет о наказании мужчин или же священнослужителей, заведомо позволяющих никах (мусульманский обряд бракосочетания) женатого мужчины с другой женщиной, нельзя забывать о социально-экономических факторах, побуждающих их пойти на такой шаг.
«Закон всегда подразумевает наказание мужчин. Но когда мы говорим о гендерном равноправии, то мы должны понимать, что брак совершается с разрешения обеих сторон. Я считаю, что закон должен применяться тогда, когда речь идет о нарушении прав женщин на собственность. Когда мужчина оставляет женщину без ничего, тогда необходимо вмешательство закона».
Как считают эксперты, резкий скачок количества полигамных браков обычно наблюдается в период социально-экономических изломов в обществе, когда нарушается привычный традиционно устоявшийся уклад жизни и морально-этическое поведение людей косвенно меняется под воздействием внешних факторов.
Дурной пример для подражания
При этом страшнее всего, считают психологи, когда подобного рода тенденции из ряда исключений переходят в правило, что серьезно влияет на общественное сознание молодого поколения, которое нуждается, прежде всего, в идеалах и духовно-нравственных стереотипах, не допускающих двойного стандарта ни в образе мыслей, ни в образе жизни.
Хиромон Бакозода
За спиной её называют не иначе как «Малика-вторая жена». Когда она осталась одна с четырехлетним сыном на руках, ей всего-то было 23 года. Мужа убили на войне. Однако родители и обстоятельства не позволили ей долго горевать.
Времена были смутные, неспокойные. И её, жительницу Гарма, что на востоке от Душанбе, приметили охранники одного из влиятельных командиров ОТО (Объединенная таджикская оппозиция), и по их рекомендации она вскоре стала второй женой.
Малика признается, что именно во втором браке она поняла вкус жизни, а привлекательный муж дал ей почувствовать себя настоящей женщиной. Сынишку новый муж принял за «своего» и за 12 лет совместной жизни у них родилось ещё пятеро детей. Семья к тому времени переехала в Душанбе, однако счастье Малики длилось недолго.
Однажды, после долгого отсутствия мужа, он проговорился невзначай, что почтеннейший ишан из Душанбе благословил его на брак со своей юной внучкой. Малика вспоминает, что от услышанного очень долго не могла прийти в себя:
«Все перевернулось в моей жизни, я не понимала, как жить дальше. Я не могла ни есть, ни пить. На тот момент, когда я узнала об этом, я только что родила третьего сына. У меня, видимо, появилась горечь в молоке, что ребенок перестал сосать грудь.
Дело в том, что он как-то, шутя, сказал мне, что собирается жениться в очередной раз, и я ему тогда сказала: «Пожалуйста, не шути так». Боже мой, его новая жена такая маленькая, некрасивая, было бы за что... Сам он высокий, видный… У нас многое после этого изменилось. Конечно, он навещает нас с детьми, но я же вижу: его мысли полностью поглощены ею».
Малика признается, что положение её обязывает смириться, так как оставшись одна - с шестью детьми и без каких-либо доходов на жизнь –они попросту не выживут. «А так, он в неделю пару раз к нам заходит», - утешается она.
Статистика не отражает действительность
Правоохранительные органы Таджикистана считают, что в последние годы количество дел, связанных с уголовной ответственностью мужчин за многоженство значительно возросло, если учесть, что до сих пор в глазах милиции подобного рода дела рассматривались в большей степени как семейные конфликты, куда и вовсе не полагается нос совать милиции.
«Обычно такие пары быстро мирятся и жена забирает заявление, потому и милиция, как правило, глубоко не вникает в их семейные проблемы», - прояснил ситуацию один из сотрудников МВД.
Соответственно те 118 случаев за десять месяцев прошлого года, когда мужчины были привлечены к уголовной ответственности за многоженство, принято считать лишь верхушкой айсберга.
Двоеженство - плод войны?
Таджикское общество впервые столкнулось с проблемой многоженства в годы гражданской войны, когда несчетное количество семей осталось без кормильцев – без материальной и моральной поддержки отцов, братьев, мужей.
Многие женщины с детьми от крайней нужды и беспомощности, в поисках безопасности, были вынуждены согласиться на роль вторых или третьих жен. Некоторые мужчины, оправдываясь тем, что спасают молодую вдовушку от опасности выйти на панель, тем самым спасают ее репутацию и экономическое положение.
Однако после окончания войны эта тенденция не только продолжилась, но усилилась. Среди многоженцев, как показывает жизнь, преимущественно представители бизнес-структур, чиновники, члены парламента и просто богатые мужчины.
Марям Давлатова, эксперт по гендерным вопросам, считает, что трудовая миграция большого числа молодых мужчин за пределы страны сильно повлияла на демографический перевес числа девушек брачного возраста, что подталкивает подчас многих родителей отдавать своих дочерей в качестве вторых или третьих жён семейным мужчинам, как говорят, «лишь бы не остались в девках».
Последствия многобрачья
Однако эта тенденция, наряду с решением определенных семейно-бытовых проблем, сталкивает жен и детей от полигамных браков с непредвиденными трудностями иного порядка, такими - как отсутствие официальной регистрации, свидетельства о рождении ребенка на имя официального отца, а в случае распада семьи приводит к полному высвобождению мужчины от выплаты алиментов в поддержку собственных и приемных детей - и все потому, что для таких случаев «закон не писан».
И наконец, полная бесправность женщины, поскольку в «рабство к мужчине» она поступает добровольно-принудительно.
Однако нельзя в случае многоженства осуждать только лишь мужчин, считают некоторые эксперты.
"Ответствены все"
По мнению той же Марьям Давлатовой, когда речь идет о наказании мужчин или же священнослужителей, заведомо позволяющих никах (мусульманский обряд бракосочетания) женатого мужчины с другой женщиной, нельзя забывать о социально-экономических факторах, побуждающих их пойти на такой шаг.
«Закон всегда подразумевает наказание мужчин. Но когда мы говорим о гендерном равноправии, то мы должны понимать, что брак совершается с разрешения обеих сторон. Я считаю, что закон должен применяться тогда, когда речь идет о нарушении прав женщин на собственность. Когда мужчина оставляет женщину без ничего, тогда необходимо вмешательство закона».
Как считают эксперты, резкий скачок количества полигамных браков обычно наблюдается в период социально-экономических изломов в обществе, когда нарушается привычный традиционно устоявшийся уклад жизни и морально-этическое поведение людей косвенно меняется под воздействием внешних факторов.
Дурной пример для подражания
При этом страшнее всего, считают психологи, когда подобного рода тенденции из ряда исключений переходят в правило, что серьезно влияет на общественное сознание молодого поколения, которое нуждается, прежде всего, в идеалах и духовно-нравственных стереотипах, не допускающих двойного стандарта ни в образе мыслей, ни в образе жизни.
Хиромон Бакозода