Недавно администрация Восейского района на юге Таджикистана заявила, что при первой финансовой возможности демонтирует памятник герою Восе, в честь которого назван этот район и закажет другой образ того же героя.
По словам руководства, герой, изображенный в виде немощного старика, держащего тяжелый меч в руках, совершенно не соответствует реальному образу национального героя 19 века, вставшего на борьбу с режимом Бухарского эмирата.
Как и многие другие скульптурные работы времен СССР, памятник изображен в виде мудрого повидавшего жизнь старца, который как казалось, не может быть молодым, чтобы оставить след в истории своего народа.
По мнению ряда историков и современных художников Таджикистана, критически относящихся к скульптурному искусству советского времени, носивших глубоко идеологический характер, наступило время пересмотра образов монументов и памятников, укрощающих улицы Таджикистана ради восстановления исторической справедливости.
Памятники великим старцам
В центре Восейского района на юге Таджикистана установлен памятник престарелому мужчине с мечом в руках, олицетворяющего немощного старика, который, на первый взгляд кажется, неспособен даже поднять этот меч. Это памятник национальному герою Восе, восставшему против несправедливости Бухарского эмирата в конце 19 века.
Местные жители, проходя мимо этого памятника по несколько раз в день, действительно верят, что герой Восе остался в истории мудрым старцем, сумевшим силой духа и меча поднять народ на восстание против мангитов.
Этот памятник, высотой 10 метров был установлен в честь народного героя еще в советское время. По мнению современных историков, скульптор образа Восе не учел исторических фактов относительно возраста и внешних данных героя и создал памятник по уже привычному шаблону великих мудрецов.
Местный учитель Насим Баходуров говорит, что согласно историческим данным и повести «Восе» Сотима Улугзаде, на самом деле мужественному борцу за права народа во время известного восстания было не больше 40 лет.
«Когда читаешь повесть Улугзаде, перед глазами встает образ Восе, мужественно боровшегося с людьми эмира и не склонившего перед ними голову даже в момент казни. Его повесили на глазах у эмира.
Однако когда видишь этот памятник, удивляешься, как могли придумать этот образ в виде немощного старика. В действительности этот памятник не соответствует облику Восе», - говорит Баходуров.
Великие таджики – мудрые старики
Памятник Восе не единичный пример искажения исторических фактов относительно возраста и облика великих личностей в истории таджиков. Монументы известных писателей и ученых, таких как Рудаки, Фирдавси, Авицены, которые внесли свой вклад в становление и развитие национальной культуры, литературы, науки и искусства также традиционно отлиты в виде стариков.
На то, говорят, несколько причин. С одной стороны, в виду того, что по канонам Ислама запрещалось изображать лица людей на холсте или бумаге, очертания образов этих личностей просто не дошли до нас в виде документальных свидетельств.
Именно поэтому, в советское время специальная комиссия принимала решение о создании памятника, портрета или другого образа конкретной исторической фигуры, схожий с историческими данными о нем или на основе воспоминаний самих героев и их современников.
С другой стороны, как говорят некоторые искусствоведы, во времена СССР было очень трудно доказать чиновникам, что тот или иной герой, оставившей след в истории народа, мог совершать свои подвиги в молодом или среднем возрасте и неграмотные чиновники забывали о том, что уровень жизни в прежние времена был гораздо ниже, доступ к медицине был ограничен и люди жили недолго.
«Советский штамп национального героя подразумевал, что он должен быть старым, мудрым, повидавшим жизнь человеком, способным поднять за собой людей», говорит один известный таджикский архитектор.
Однако сейчас, когда условия изменились и можно пересмотреть многие исторические и идеологические ошибки, допущенные советскими чиновниками, у современного Таджикистана просто нет ресурсов, для их исправления.
Зафар Мирзоён, таджикский исследователь указал на другие идеологические штампы:
«На картинах и памятниках изображены люди с чалмой и бородой. Эти лица изображены практические без лица и эмоций».
И когда изображали героев советского времени, тоже исходили из штампов, создавая образ думающих, призывающих к борьбе и переменам, светски одетых лидеров, не носящих бороды.
Популярный в Европе таджикский скульптор Амри Аминов, победитель награды «Требия» в Чехии, много лет живет и творит в Париже. Аминов стал один из первых представителей нового поколения скульпторов Таджикистана, который разрушил штампы, восстановил образ реальных героев своего времени, изобразив их живыми, творящими людьми.
Среди наиболее известных его работ образ классика таджикской литературы Рудаки, парящей балерины Малики Сабиравой, рано скончавшейся от тяжелой болезни и другие.
Прежде чем изобразить какую-либо личность, Аминов долго работает над историческими материалами, изучает его жизнь и творчество, воспоминания друзей, семьи и современников, исследует исторические источников. Он вспоминает, что памятник Восе воздвигнут советским скульптором Юрием Ивановым и был заимствован с образа одного местного старик, приятной наружности.
«Юрий Григорьевич нашел подходящий образ в лице одного из местных стариков. Он не знал о геройствах этой личности, не читал про него исторических документов, хоть был очень талантливым скульптором», - говорит он.
Амри Аминов считает, что пренебрежительное отношение к историческим фактам продолжается и сейчас и поэтому в последние годы в Таджикистане не был воздвигнут ни один достойный своего героя памятник. «К тому же, у нас нет хороших скульпторов, так как со специальностью скульптора трудно прожить», - говорит он.
По мнению искусствоведов, роль памятников очень важна для истории и современности с тем, чтобы увековеченный в камне образ известного героя смог проникнуть в сердца людей и через много столетий и заставил задуматься о том, почему все-таки этот человек был достоин того, чтоб его имя было увековечено для других поколений.
Мумин Ахмади
Как и многие другие скульптурные работы времен СССР, памятник изображен в виде мудрого повидавшего жизнь старца, который как казалось, не может быть молодым, чтобы оставить след в истории своего народа.
По мнению ряда историков и современных художников Таджикистана, критически относящихся к скульптурному искусству советского времени, носивших глубоко идеологический характер, наступило время пересмотра образов монументов и памятников, укрощающих улицы Таджикистана ради восстановления исторической справедливости.
Памятники великим старцам
В центре Восейского района на юге Таджикистана установлен памятник престарелому мужчине с мечом в руках, олицетворяющего немощного старика, который, на первый взгляд кажется, неспособен даже поднять этот меч. Это памятник национальному герою Восе, восставшему против несправедливости Бухарского эмирата в конце 19 века.
Местные жители, проходя мимо этого памятника по несколько раз в день, действительно верят, что герой Восе остался в истории мудрым старцем, сумевшим силой духа и меча поднять народ на восстание против мангитов.
Этот памятник, высотой 10 метров был установлен в честь народного героя еще в советское время. По мнению современных историков, скульптор образа Восе не учел исторических фактов относительно возраста и внешних данных героя и создал памятник по уже привычному шаблону великих мудрецов.
Местный учитель Насим Баходуров говорит, что согласно историческим данным и повести «Восе» Сотима Улугзаде, на самом деле мужественному борцу за права народа во время известного восстания было не больше 40 лет.
«Когда читаешь повесть Улугзаде, перед глазами встает образ Восе, мужественно боровшегося с людьми эмира и не склонившего перед ними голову даже в момент казни. Его повесили на глазах у эмира.
Однако когда видишь этот памятник, удивляешься, как могли придумать этот образ в виде немощного старика. В действительности этот памятник не соответствует облику Восе», - говорит Баходуров.
Великие таджики – мудрые старики
Памятник Восе не единичный пример искажения исторических фактов относительно возраста и облика великих личностей в истории таджиков. Монументы известных писателей и ученых, таких как Рудаки, Фирдавси, Авицены, которые внесли свой вклад в становление и развитие национальной культуры, литературы, науки и искусства также традиционно отлиты в виде стариков.
На то, говорят, несколько причин. С одной стороны, в виду того, что по канонам Ислама запрещалось изображать лица людей на холсте или бумаге, очертания образов этих личностей просто не дошли до нас в виде документальных свидетельств.
Именно поэтому, в советское время специальная комиссия принимала решение о создании памятника, портрета или другого образа конкретной исторической фигуры, схожий с историческими данными о нем или на основе воспоминаний самих героев и их современников.
С другой стороны, как говорят некоторые искусствоведы, во времена СССР было очень трудно доказать чиновникам, что тот или иной герой, оставившей след в истории народа, мог совершать свои подвиги в молодом или среднем возрасте и неграмотные чиновники забывали о том, что уровень жизни в прежние времена был гораздо ниже, доступ к медицине был ограничен и люди жили недолго.
«Советский штамп национального героя подразумевал, что он должен быть старым, мудрым, повидавшим жизнь человеком, способным поднять за собой людей», говорит один известный таджикский архитектор.
Однако сейчас, когда условия изменились и можно пересмотреть многие исторические и идеологические ошибки, допущенные советскими чиновниками, у современного Таджикистана просто нет ресурсов, для их исправления.
Зафар Мирзоён, таджикский исследователь указал на другие идеологические штампы:
«На картинах и памятниках изображены люди с чалмой и бородой. Эти лица изображены практические без лица и эмоций».
И когда изображали героев советского времени, тоже исходили из штампов, создавая образ думающих, призывающих к борьбе и переменам, светски одетых лидеров, не носящих бороды.
Популярный в Европе таджикский скульптор Амри Аминов, победитель награды «Требия» в Чехии, много лет живет и творит в Париже. Аминов стал один из первых представителей нового поколения скульпторов Таджикистана, который разрушил штампы, восстановил образ реальных героев своего времени, изобразив их живыми, творящими людьми.
Среди наиболее известных его работ образ классика таджикской литературы Рудаки, парящей балерины Малики Сабиравой, рано скончавшейся от тяжелой болезни и другие.
Прежде чем изобразить какую-либо личность, Аминов долго работает над историческими материалами, изучает его жизнь и творчество, воспоминания друзей, семьи и современников, исследует исторические источников. Он вспоминает, что памятник Восе воздвигнут советским скульптором Юрием Ивановым и был заимствован с образа одного местного старик, приятной наружности.
«Юрий Григорьевич нашел подходящий образ в лице одного из местных стариков. Он не знал о геройствах этой личности, не читал про него исторических документов, хоть был очень талантливым скульптором», - говорит он.
Амри Аминов считает, что пренебрежительное отношение к историческим фактам продолжается и сейчас и поэтому в последние годы в Таджикистане не был воздвигнут ни один достойный своего героя памятник. «К тому же, у нас нет хороших скульпторов, так как со специальностью скульптора трудно прожить», - говорит он.
По мнению искусствоведов, роль памятников очень важна для истории и современности с тем, чтобы увековеченный в камне образ известного героя смог проникнуть в сердца людей и через много столетий и заставил задуматься о том, почему все-таки этот человек был достоин того, чтоб его имя было увековечено для других поколений.
Мумин Ахмади