Войне нащупывают стратегию

Ливийские повстанцы заявляют, что взяли под контроль родной город Муамара Каддафи. Президент США решил расставить точки над i в своей ливийской стратегии.
Агентство Reuters со ссылкой на официального представителя ливийских мятежников сообщило, что родной город ливийского лидера Муамара Каддафи Сирт перешел в руки повстанцев. Подтверждения захвата Сирта силами оппозиции из других источников пока не поступало.

Силы международной коалиции вечером в воскресенье подвергли Сирт авиаударам, ответного удара со стороны дислоцированных в городе ливийских ПВО не последовало. Ранее ливийское государственное телевидение подтвердило факт обстрела Триполи и Сирта воздушными силами международной коалиции.

Тем временем в США ждут телеобращения Барка Обамы к нации. Президент США сегодня вечером намерен разъяснить свою стратегию в отношении Ливии. Как ожидают, он постарается убедить соотечественников, считающих, для страны важнее решение экономических проблем, в том, что участие США в ливийской кампании необходимо.

Законодатели, включая многих представителей правящей демократической партии, недовольны тем, что Белый дом не посоветовался с ними перед отправкой войск к границам Ливии, и ставят вопрос о размытости целей ливийской операции и неясности стратегии ее завершения.

Готовя почву к выступлению президента, министр обороны Роберт Гейтс и государственный секретарь Хиллари Клинтон накануне выступили в политических ток-шоу ведущих телевизионных сетей.

Роберт Гейтс сообщил, что бесполетная зона над Ливией полностью установлена, и для ее поддержки теперь понадобится намного меньше усилий. Он сообщил, что Пентагон планирует сокращать свои ресурсы в ливийской операции по мере усиления роли европейских и других союзников по коалиции.

Но, когда ведущий телеcети ABC спросил его, означает ли это, что военные обязательства Соединенных Штатов в ливийской кампании ограничатся текущим годом, Гейтс ответил: "Я не думаю, что у кого-то есть ответ на этот вопрос".

Хиллари Клинтон в эфире телеканала NBC отметила, что действия коалиции против сил Муамара Каддафи укрепили позиции повстанцев. Она заявила, что силы Каддафи почти на исходе:

"Он решительно наступал на город Бенгази, намереваясь, по его же словам, быть беспощадным, биться за каждый дом. Я считаю, что мы предотвратили огромную гуманитарную катастрофу. И сейчас мы видим, как, благодаря действиям коалиции, войска Каддафи отступают на запад страны. А оппозиция начинает возвращать себе территории, с которых она была выбита".

Глава Пентагона Роберт Гейтс откровенно признал, что Каддафи не представлял действительной и непосредственной угрозы для Соединенных Штатов, и что Ливия не является страной первостепенной важности для США: "Не думаю, что она представляет жизненно важный интерес для США. Но интересы там у нас безусловно есть. Это часть региона, который жизненно важен для Соединенных Штатов". Гейтс пояснил, что нестабильность в Ливии может подорвать стабильность в соседних Египте и Тунисе.

Между тем президент Обама в своем субботнем радиообращении заявил, что военная акция против сил Каддафи отвечает национальным интересам Соединенных Штатов. Здесь кроется заметное противоречие – так считает влиятельный член сенатского Комитета по международным отношениям республиканец Ричард Лугар, который в интервью телеканалу NBC сказал:

"Меня сильно удивило заявление министра Гейтса о том, что Ливия не находится в сфере наших жизненных интересов. Тогда где же план наших задач в Ливии, где дискуссия, предваряющая использование наших вооруженных сил? Я не считаю, что мы должны быть вовлечены гражданскую войну в Ливии. Полагаю, что ливийцы сами бы разобрались".

Отвечая критикам администрации, госсекретарь Клинтон, призвала их задаться вопросом: как выглядела бы ситуация, если бы Соединенные Штаты не вмешались, чтобы остановить действия Муамара Каддафи против собственного народа.

"Представьте, мы бы сидели тут, а Бенгази, город с 700-тысячным населением, был бы разгромлен, - предположила госсекретарь. - Десятки тысяч людей были бы уничтожены, сотни тысяч пытались бы спастись бегством – но бежать некуда, кроме как заполонить соседний Египет, который переживает собственный сложный переходный период.

И тогда раздавались бы мольбы: почему Соединенные Штаты ничего не предпринимают, как они могут оставаться в стороне, в то время как Франция, Великобритания, другие европейские страны и Лига арабских государств призывают что-то предпринять?"


Госсекретарь США не исключает, что в ходе предстоящего визита в Триполи и Бенгази спецпосланнику генсека ООН Абдул Ила Хатибу удастся убедить Муамара Каддафи добровольно отказаться от власти. Сама Хиллари Клинтон присоединится встрече министров иностранных дел 35 государств в Лондоне 29 марта для обсуждения ливийского конфликта.

Аллан Давыдов, радио Свобода