Смогут ли пребразования в культурной жизни туркменистанцев дать толчек реформам в остальных сферах, в частности, в политической жизни страны?
2010 год для многих туркменистанцев не многим отличался от предыдущих. Но для детей этой страны он запомнился открытием цирка, который был запрещен по распоряжению умершего 4 года назад диктатора Сапармурада Ниязова.
Семилетняя Абадан не могла скрыть своего восторга.
Она с родителями первый раз в своей жизни побывала в цирке, который около десяти лет назад был закрыт по распоряжению бывшего президента Туркменистана Сапармурада Ниязова.
Звук циркового оркестра, радующий сердца маленьких туркменистанцев впервые прозвучал 24 апреля – в канун Дня туркменского скакуна. На открытии цирка присутствовал президент Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедов, который постепенно отменяет запреты своего предшественника.
Сапармурат Ниязов считал цирк, кино и балет чуждыми туркменской культуре. По его указу театры оперы и балета в Ашхабаде были снесены, а кинотеатры и цирк превращены в подсобные помещения.
Сейчас ситуация меняется. В 2009 году после многолетнего перерыва на туркменской сцене вновь были поставлены знаменитая опера «Лейли и Меджнун», музыкальная комедия «Аршин мал алан», а чуть ранее – опера «Шасенем и Гариб».
Если из последних 20 лет пятнадцать в Туркменистане чуть ли не все памятники и скульптуры посвещались одному человеку, то в новой аллее, которая открылась осенью 2010-го года можно найти скульптуры Абу Бекра Ас-Сула, Мяне баба, Махмуда Замахшары, Ал Фараби, Махмыта Кашгарлы, Абу Али ибн Сина, Бируни, Ас Сарахси, Джахан Ша.
В новом художественно-парковом комплексе «Ылхам сейилгяхи» («Аллея вдохновения»), который протянулся между двумя центральными проспектами столицы – Гёроглы и Махтумкули, на фоне вековых деревьев были разбиты дорожки вдоль которых размещены скульптурные композиции, в числе которых можно найти выдающихся поэтов средних веков – Ходжа Ахмеда Ясави, ЮнусаЭмре, Азади, Зелили и Сеиди, Кемине, Юсупа Баласагуны, Несими и Физули, Навои и Омар Хайяма, Андалиба, Молланепеса и Мятаджи, Абдурахманхана и Байрамхана.
Но по мнению некоторых представителей туркменской интелегенции, в культурной сфере страны, как и во всех других сферах, реформы проводятся в рамках, устанавливаемых властями. Писатель и независимый журналист, Член Союза писателей Швеции, Ак Велисапар говорит что даже в культурной сфере Туркменистана не всем горит зеленый свет. Например, в конце мая 2010 года в последний момент была отмененa выставка знаменитого художника абстракциониста Токара Тугурова.
“Даже пример с выставкой Токара Тугурова, знаменитого туркменского художника, показывает, что туркменские власти пока еще не решились на настоящии реформы”.
Отмену выставки знаменитого художника абстракциониста Токара Тугурова Министр культуры и радиовещания Туркменистана Гулмурад Мурадов объяснил тем, что “в столице в тот момент проводилось слишком много культурных мероприятий”.
Российский искусствовед, интересующаяся туркменской культурой Ангелина Смелянская, недавно побывала в Туркменистане. Причину отмены выставки художника Токара Тугуева она объясняет низким уровнем образования некоторых туркменских чиновников, их неумением воспринимать иное мышление, которое и содержит в себе абстракционизм.
Но представители местной интелегенции уверены, что причина кроется в творческом вечере, прошедшем 26 мая в честь знаменитого художника, куда собрались вольномыслящие художники, скульпторы, писатели и журналисты.
По мнению социолога Фархада Ильясова, проживающего в Москве, проводимые преобразования в культурной сфере Туркменистана нельзя назвать реформами.
“Суть ситуации заключается в том, что из политического оборота потихоньку вынимается все, что было посвещено Туркменбаши. Вместо него нужно что-то ставить. Если ставить Бердимухамедова это будет совсем нелепо и смешно”.
По мнению Фархада Илясова, целью туркменских властей не явлается развитие культуры, а создание некоей основы для существующей политической идеологии.
Председатель Туркменкого Хельсинского фонда правозащитник Тажигуль Бегмедова проводимые реформы в сфере культуры называет половинчатыми.
“Конечно, вот эти шаги по открытию театров и других культурных очагов они радуют. Но, к сожалению, опять же это не полные шаги. Не всем писателям в Туркменистане разрешают печатать свои книги. Не все художники могут проводить выставки своих картин. И иммено над этим еще нужно будет много работать для того, чтобы проводить коренные реформы в стране”.
Писатель и независимый журналист Ак Велисапар уверен, что только в свободном обществе можно ожидать настоящего возрождения культуры, что только свободный человек может достичь настоящего успеха в творчестве.
И поэтому, по мнению Ак Велисапара, первым делом нужно дать свободу слову, печати, независимым СМИ.
Алтын Магауина Туркменская служба РСЕ/РС
Семилетняя Абадан не могла скрыть своего восторга.
Она с родителями первый раз в своей жизни побывала в цирке, который около десяти лет назад был закрыт по распоряжению бывшего президента Туркменистана Сапармурада Ниязова.
Звук циркового оркестра, радующий сердца маленьких туркменистанцев впервые прозвучал 24 апреля – в канун Дня туркменского скакуна. На открытии цирка присутствовал президент Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедов, который постепенно отменяет запреты своего предшественника.
Сапармурат Ниязов считал цирк, кино и балет чуждыми туркменской культуре. По его указу театры оперы и балета в Ашхабаде были снесены, а кинотеатры и цирк превращены в подсобные помещения.
Сейчас ситуация меняется. В 2009 году после многолетнего перерыва на туркменской сцене вновь были поставлены знаменитая опера «Лейли и Меджнун», музыкальная комедия «Аршин мал алан», а чуть ранее – опера «Шасенем и Гариб».
Если из последних 20 лет пятнадцать в Туркменистане чуть ли не все памятники и скульптуры посвещались одному человеку, то в новой аллее, которая открылась осенью 2010-го года можно найти скульптуры Абу Бекра Ас-Сула, Мяне баба, Махмуда Замахшары, Ал Фараби, Махмыта Кашгарлы, Абу Али ибн Сина, Бируни, Ас Сарахси, Джахан Ша.
В новом художественно-парковом комплексе «Ылхам сейилгяхи» («Аллея вдохновения»), который протянулся между двумя центральными проспектами столицы – Гёроглы и Махтумкули, на фоне вековых деревьев были разбиты дорожки вдоль которых размещены скульптурные композиции, в числе которых можно найти выдающихся поэтов средних веков – Ходжа Ахмеда Ясави, ЮнусаЭмре, Азади, Зелили и Сеиди, Кемине, Юсупа Баласагуны, Несими и Физули, Навои и Омар Хайяма, Андалиба, Молланепеса и Мятаджи, Абдурахманхана и Байрамхана.
Но по мнению некоторых представителей туркменской интелегенции, в культурной сфере страны, как и во всех других сферах, реформы проводятся в рамках, устанавливаемых властями. Писатель и независимый журналист, Член Союза писателей Швеции, Ак Велисапар говорит что даже в культурной сфере Туркменистана не всем горит зеленый свет. Например, в конце мая 2010 года в последний момент была отмененa выставка знаменитого художника абстракциониста Токара Тугурова.
“Даже пример с выставкой Токара Тугурова, знаменитого туркменского художника, показывает, что туркменские власти пока еще не решились на настоящии реформы”.
Отмену выставки знаменитого художника абстракциониста Токара Тугурова Министр культуры и радиовещания Туркменистана Гулмурад Мурадов объяснил тем, что “в столице в тот момент проводилось слишком много культурных мероприятий”.
Российский искусствовед, интересующаяся туркменской культурой Ангелина Смелянская, недавно побывала в Туркменистане. Причину отмены выставки художника Токара Тугуева она объясняет низким уровнем образования некоторых туркменских чиновников, их неумением воспринимать иное мышление, которое и содержит в себе абстракционизм.
Но представители местной интелегенции уверены, что причина кроется в творческом вечере, прошедшем 26 мая в честь знаменитого художника, куда собрались вольномыслящие художники, скульпторы, писатели и журналисты.
По мнению социолога Фархада Ильясова, проживающего в Москве, проводимые преобразования в культурной сфере Туркменистана нельзя назвать реформами.
“Суть ситуации заключается в том, что из политического оборота потихоньку вынимается все, что было посвещено Туркменбаши. Вместо него нужно что-то ставить. Если ставить Бердимухамедова это будет совсем нелепо и смешно”.
По мнению Фархада Илясова, целью туркменских властей не явлается развитие культуры, а создание некоей основы для существующей политической идеологии.
Председатель Туркменкого Хельсинского фонда правозащитник Тажигуль Бегмедова проводимые реформы в сфере культуры называет половинчатыми.
“Конечно, вот эти шаги по открытию театров и других культурных очагов они радуют. Но, к сожалению, опять же это не полные шаги. Не всем писателям в Туркменистане разрешают печатать свои книги. Не все художники могут проводить выставки своих картин. И иммено над этим еще нужно будет много работать для того, чтобы проводить коренные реформы в стране”.
Писатель и независимый журналист Ак Велисапар уверен, что только в свободном обществе можно ожидать настоящего возрождения культуры, что только свободный человек может достичь настоящего успеха в творчестве.
И поэтому, по мнению Ак Велисапара, первым делом нужно дать свободу слову, печати, независимым СМИ.
Алтын Магауина Туркменская служба РСЕ/РС