Официальный Ташкент заявляет, что этим самым уменьшится риск возможных катастроф в результате землетрясений и сокращения стока воды в реках, которые протекают по территории стран низовья.
Это предложение было озвучено делегацией Узбекистана на последнем заседании постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), текст которого опубликован на официальном сайте узбекского министерства иностранных дел.
Узбекистан и крупные плотины
Ташкент после этого заседания заявил, что для решения взаимных споров по водно-энергетическим вопросам в Центральной Азии необходимо создание Национального комитета по большим плотинам.
По словам представителей соответствующих узбекских структур, главная цель в создании данного комитета является привлечение внимания мирового сообщества в вопросах обеспечения безопасности крупных плотин, в частности Рагунской гидроэлектростанции.
Таджикские аналитики заявляют, что Узбекистан три месяца молчал по вопросу строительства Рагунской ГЭС, однако после того как были выражены мнения различных международных экспертов по данному вопросу, вновь поднял этот вопрос и пытается обратить внимание мирового сообщества к опасности плотины на этой станции.
Мурод Аминджонов, специалист Научно-исследовательского института по воде и водоснабжению министерства мелиорации и водного хозяйства Таджикистана, отмечает, что республика еще шесть лет тому назад с появлением вопросов вокруг строительства Рагунской ГЭС стала инициатором создания Международного комитета по большим плотинам, офис которого в настоящее время расположен в здании компании «Барки точик».
«Если бы была опасность...»
Данный комитет, возглавляемый Хамиджоном Арифовым, несколько лет назад в Брюсселе представил все доводы таджикской стороны по Рагунской плотине.
По словам Аминджонова, плотина Рагуна была спроектирована в советские годы именно по причине необходимости обеспечения водой Узбекистана и Туркменистана в весенне-летний период года.
«По нашим данным, в Узбекистане функционирует около 70 водохранилищ и, возможно, данный Национальный комитет будет изучать эти плотины. Пусть этот комитет изучает вопрос строительства Рагунской плотины...
Однако эта плотина была спроектирована в советские времена десятками академиков и специалистов по предложению самого Узбекистана. Тогда было все изучено и обосновано. Если бы существовала опасность, тогда бы они еще заявили об этом», - добавил Амиджонов.
200 малых ГЭС составят один Рагун
В настоящее время Узбекистан с целью обеспечения экологической безопасности хочет, чтобы Таджикистан строил малые гидроэлектростанции, в результате чего не пострадает экология региона. По данным министерства энергетики и промышленности Таджикистана, за последние 20 лет в различных регионах страны было построено более 200 гидроэлектростанций малых и средних мощностей.
Однако, по словам главы управления министерства энергетики и промышленности Таджикистана по средней и малой гидроэнергетике Вайсиддина Саидова, эти станции не смогли удовлетворить потребности и в настоящее время Таджикистан сталкивается с дефицитом электроэнергии в объеме 8 миллиардов кВт.ч.
«До сегодняшнего дня в четырех областях Таджикистана построены 241 малая и средняя гидроэлектростанция мощностью от пяти киловатт до 2,5 тысяч киловатт. В настоящее время при тех возможностях которые у нас есть, вырабатывается порядка 17 миллиардов кВт.ч. электроэнергии, однако еще 8 миллиардов нам не хватает. Только Рагун может покрыть эти потребности», - сказал он.
«Спор политический, а не водный»
Эксперт по энергетическим вопросам Сайфиддин Гуломиддинов задается вопросом: если Узбекистан не против строительства средних гидроэлектростанций в Таджикистане, тогда почему Ташкент четыре года назад выступал против строительства гидроэлектростанции средней мощности на реке Зеравшан при участии Китая.
«Согласно проектной документации, этот объект должен был располагаться в 90 километрах от Пенджикента, и его стоимость составляла около 1 миллиона долларов. Китая заявил о своей готовности выделить финансовые ресурсы.
Однако Узбекистан выступил против, что это значит? Плотина Сарезского озера более опасней, чем водохранилище Рагуна, почему Ташкент не говорит об этом? Здесь имеется политическая подоплека», - сказал он.
После того как Ташкент выступил против строительства ГЭС, Китай был вынужден реализовать данный проект на другой территории Таджикистана.
По словам таджикских специалистов, в мире насчитывается более 10 крупных плотин, в том числе Нурекское водохранилище в Таджикистане, которые были построены несколько десятилетий назад и признаны безопасными с экологической точки зрения.
Мирзонаби Холикзод