Пайвандҳои дастрасӣ

Хабари нав

К.Олимов: «Сейчас никто кроме Рахмона не способен обеспечить мир и стабильность в республике»


Кароматулло Олимов
Кароматулло Олимов

Интервью с вице-президентом АН РТ, доктором философских наук.

Кароматулло Олимов в 1964 году окончил отделение фарси факультета востоковедения ТГНУ. В 1971 году, после окончания аспирантуры, защитил кандидатскую диссертацию. В период 1974-1977 и 1980-1984 гг. работал в Афганистане. Вернувшись в Душанбе продолжил научную деятельность. Некоторое время работал в отделе идеологии коммунистической партии РТ.

После приобретения независимости Таджикистана, в разное время работал в составе КНП, был депутатом Маджлиси намояндагон, министром культуры, а также государственным советником президента РТ. В последние годы возглавлял Институт философии, а потом и Институт востоковедения АН РТ. Женат, отец четверых детей

Беседа с Олимовым, который не так давно был государственным советником президента Таджикистана, больше затронула именно эту сферу его деятельности. Многие считают, что решение многих вопросов президентом страны вплотную зависит от его государственных советников. Однако, некоторые считают, что не смотря на высокие посты, не все госсоветники обладают полномочиями и необходимым влиянием для решения серьезных проблем в правительстве.


"Слабая популярность от слабой социальной базы"


Озоди: Сперва хочу спросить вас о том, как вы оцениваете отношения политических партий с властью?


Олимов: Политические партии имеют свободу действия, они активно участвуют на выборах, выдвигают своих кандидатов на выборы, у них есть свои СМИ. Это все говорит о том, что в Таджикистане в соответствие с
Если у какой-то политической партии мало сторонников, это лишь свидетельствует о том, что социальная база этой партии в обществе слаба.

законами существуют все возможности для свободной деятельности партий. Если у какой-то политической партии мало сторонников, это лишь свидетельствует о том, что социальная база этой партии в обществе слаба.

В те времена, когда я работал госсоветником, некоторые партии жаловались на ограниченные возможности для их деятельности. Я должен сказать, что политическая борьба партий зависит от успеха выбранной ими программы. В определенный исторический период времени политическая партия должна выполнять свою работу таким образом, чтобы народ поверил ее словам, партия должна на деле доказать, что она заботиться о народе.


Она должна суметь привлечь в свои ряды сторонников, тогда ей поверят. А когда политическая партия жалуется на ограничение ее деятельности, это элементарно свидетельствует о низкой популярности и небольшой активности этой политической партии. Например, основная часть таджикского парламента состоит из членов Народно-демократической партии. Если я, как представитель другой партии скажу, что мне не было предоставлено условий, то это будет звучать нелогично. Потому что каждая партия заинтересована в укреплении своих позиций.

Партия, которая стоит во главе власти, не может сказать другой мол, «иди и займи мое место». Это смешно. Политическая борьба должна быть здоровой. Если же будут допущены правонарушения со стороны представителей комиссий или других лиц во время голосования, это совсем другая проблема, о которой нужно сказать открыто и это дело должно быть расследовано.

Озоди: Какова роль государственных советников в принятии решений и насколько серьезно к ним прислушиваются?


"Госсоветники - это аналитики и эксперты"

Олимов: У президента несколько госсоветников. Например, госсоветник по кадрам, по вопросам экономики и финансов, по вопросам законности и парламента, или госсоветник по связям с общественностью. Все они работают в рамках своих полномочий. Главная задача госсоветников заключается в том, чтобы они давали полезные советы для реализации политики президента.

Они должны изучать большое количество документов, исследований, должны проводить беседы с учеными, политическими деятелями и затем делать заключения и говорить об этом с президентом. Советники не могут ходить по городу и говорить людям, мол, вы должны делать то и это. Советники – это аналитики и эксперты. Те люди, которые сейчас задействованы в администрации президента, очень достойные, опытные и
Абдукаюм Каюмзод беседует с Кароматулло Олимовым в Душанбе
думающие люди. Они известные люди.

Озоди: Значит, советники дают президенту обдуманные советы в отношении определенных событий и проблем?

Олимов: В соответствие со своими полномочиями и сферой деятельности, они дают советы президенту. Слава богу, наш президент и без советников хорошо знает ситуацию. Вы знаете, что он часто встречается с народом, он часто в своих многочисленных поездках общается со стариками, женщинами, детьми. Слава богу, у него хорошее здоровье. Так что не только советники делятся с президентом своими советами, но и сам президент говорит им о своих наблюдениях.

Озоди: То есть, советы госсоветников напрямую доходят до президента или проходят еще какую-то инстанцию?

Олимов: Госсоветники работают с президентом напрямую. Кроме того, они работают и с министерствами и с другими структурами, доводят до них свои мысли. Если считают, что что-то надо менять, то говорят им об этом.

Озоди: Президент никогда не встречается с политическими партиями и его советники тоже никогда не старались проводить беседы с представителями политических партий, почему?


"Встреча с лидерами партий - дело самого президента"


Олимов: У меня другая информация. Президент, по возможности, встречается с лидерами партий. В рамках Общественного Совета, куда также входят лидеры политических партий, президент общается с ними. С
Слава богу, наш президент и без советников хорошо знает ситуацию.
другой стороны, нельзя рассматривать как первостепенную задачу встречи президента с политическими партиями.

Например, в прошлом году, когда президент принял участие в заседании Общественного Совета, там же были и представители политические партии. Если вы хотите сказать, что президент не встречается с лидерами отдельных партий, то это зависит от самого президента и председателя конкретной партии, от его влияния и репутации. У президента сотни общественных и государственных проблем.

Политические партии могут через свои СМИ или те, кто представлен в парламенте, могут через парламент, через государственного советника по связям с общественностью общаться и видеться с президентом. Я считают ошибочным мнение о том, что якобы президент не общается и не видеться с политическим партиями.


"Должности не закреплены за выходцами из одного региона"


Озоди: Насколько мы знаем, до вас в должности государственного советника был Иброхим Усмонов и другие люди, и, как оказалось, все они представлены из числа выходцев из одного региона. Как видно, до сих пор существует тенденция привлечения кадров на конкретную должность из числа выходцев из одной местности. Складывается впечатление, что существует недоверие в вопросах назначения на должности из числа представителей разных регионов.

Олимов: Вы задали конкретный вопрос о должности госсоветника по связям с общественностью, что, мол, раньше ее занимал Иброхим Усмонов, потом я, а теперь Саидмурод Фаттоев. Речь не о том, что эти люди представлены от того или другого региона. Когда мне сделали предложение, я попросился обратно в Академию наук. Годы бегут и у меня есть некоторые научные задумки, которые я хочу осуществить.

Сам я вышел из АН. У Саидмурода Фаттоева было больше знаний, опыта и он больше подходил на эту должность, здесь не рассматривался вопрос его принадлежности к тому или другому региону. Вместо Фаттоева, который был начальником секретариата президента, пришел человек не из Куляба. Привели Анвара Асадова, он из Согдийской области. Я считаю, что постановка этих вопросов неправильна, нагнетать этот вопрос нехорошо.

Озоди: Акбар Турсон, который уже вернулся из Америки, некоторое время назад предлагал внедрить ротационный метод управления страной представителями разных регионов Таджикистана, чтобы устранить проблему местничества. То есть президент, по его мнению, должен выбираться определенное время по очереди из числа представителей разных регионов. Что вы думаете по этому поводу?

Олимов: Акбар Турсон, даже если и выдвигал разные предложения, все же долгое время прожил далеко от родины. Сегодня этот уважаемый ученый назначен на пост директора института языка, литературы, востоковедения и письменного населения АН РТ по предложению президента. Он вернулся непосредственно после приглашения президента. Может быть за границей проживают подходящие земляки президента, но он решил пригласить именно Акбара Турсона.

Посмотрите, это говорит о том, что президент хочет видеть достойных личностей на тех или иных постах и выбор людей связан именно с этим. То, что вы сейчас напомнили слова Турсона о том, что на пост президента по очереди должны назначаться люди из числа представителей разных регионов – наверное, правильно только с теоретической точки зрения. А вы посмотрите на этот вопрос с точки зрения его реализации. Например, скажите сейчас президенту Рахмону, мол, откажитесь от своей должности. Что станет с Таджикистаном?


Вы знаете мнение народа во всех регионах страны, вы смотрите телевизор
Акбар Турсон, даже если и выдвигал разные предложения, все же долгое время прожил далеко от родины.
и понимаете, что сейчас никто кроме Рахмона не способен обеспечить мир и стабильность в республике. Я непосредственно слышу это от самого народа. А почему так происходит? Потому что народ поверил этому человеку.


Жизнь ученого в Таджикистане


Озоди: Вы являетесь вице-президентом АН РТ. Как вы живете в качестве научного деятеля, который получает помощь от правительства?

Олимов: Я доволен жизнью. С финансовой точки зрения я живу средне. У меня нет шикарной машины и не все мои дети обеспечены отдельным жильем. Я сам живу в служебной квартире. В 2005 году наша бывшая квартира была сожжена. Эксперты определили тогда, что кто-то случайно или специально, видимо, сбросил огонь с верхнего балкона.

В итоге, в этом пожаре уничтожилась вся моя шеститысячная библиотека, среди которой было много не только редких книг, но и ценные рукописи. Кроме того, было уничтожено много документов, относящихся к моей родословной. Наши предки были образованными людьми, были учеными и поэтами и все их работы и рукописи исчезли.


Я потерял то, что мне осталось в наследство от моих прадедов. Лишь об это жалею. На следующий день после этого президент смилостивился и подарил моей семье служебную квартиру, в которой я до сих пор и живу. Я не жалуюсь на жизнь. С моральной точки зрения я тоже очень доволен жизнью. Мы живет очень счастливо.

Беседовал Абдукаюм Каюмзод
XS
SM
MD
LG