Пайвандҳои дастрасӣ

Хабари нав

Тяжелая судьба таджикских матерей - носителей ВИЧ/СПИД


Карта стран, где проживают носители ВИЧ/СПИДа (ООН)
Карта стран, где проживают носители ВИЧ/СПИДа (ООН)

В Таджикистане из 140 женщин-носителей ВИЧ, 40 стали матерями.

Дилрабо, чтобы вылечить своего малолетнего ребенка полгода бегала по больницам, делала все возможное, чтобы он выздоровел, но...

Она не пожалела своей крови, однако эта кровь убила ее полуторагодовалого ребенка.

«Врачи спросили меня, не болела ли я сифилисом или гонореей. Я ответила, что нет! Так как моему ребенку было необходимо экстренное переливание крови, то я без предварительного анализа сдала кровь, но спустя месяц мой ребенок скончался», - говорит она.


Похожие печальные истории

22-летняя Дилрабо, не знала, что ее кровь инфицирована вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), которым ее заразил супруг-мигрант. Он скрывал, что является носителем этого вируса и разрешил, чтобы зараженная кровь супруги была влита в тело их ребенка.

Этот безжалостный отец скончался по истечению десяти после смерти ребенка. Это непридуманная история, которую можно прочитать в желтой прессе, это история жизни реальной молодой женщины, которая с большими надеждами три года назад вышла замуж, однако, так и не увидев счастливой жизни, в августе прошлого обреклась на смертельную болезнь.

История 34-летней Мохистон похожа на историю 22-летней Дилрабо. Однако эта женщина была более сообразительной, которая до родов своего четвертого ребенка узнала, что в ее крови выявлен ВИЧ и из предосторожности пожелала родить ребенка операционным путем.
Киргизский мальчик-носитель ВИЧ/СПИД


Однако ни один таджикский врач не решился прооперировать ее. Мохистон рассказывает, что врачи вели себя так, как будто к ним обратился прокаженный человек, он нее отворачивались, предлагали рожать дома.

«Несколько раз звонила тому доктору, он поднял трубку один раз и, услышав мое имя, отключил телефон и больше не отвечал.

Идти в роддом испугалась, думала, что меня выгонят оттуда из-за ВИЧ. Родила дома при помощи матери и знакомой медсестры»,
- говорит женщина.


Супруг Мохистон с 2002 года скрывал, что является носителем ВИЧ. В ходе долгой беседы она каждый раз благодарит всевышнего за то, что уберег ее ребенка от страшной болезни. Супруг заразился ВИЧ в России и в настоящее время страдает от других болезней вдалеке от нее.

ВИЧ/СПИД убил супруга-мигранта Саёхат, еще одной таджикской женщины, оставив ее одну с ребенком вдобавок тысячи других проблем. Ребенку еще нет полутора лет. Саёхат опасается, что ее чадо может быть носителем ВИЧ.

Выявление вируса у детей до полуторагодовалого возраста не представляется возможным. В настоящее время Саёхат проводит бессонные ночи и говорит, что ощущает себя одинокой со своим сыном.

«Я только думаю о своем ребенке и больше ни о чем другом. Сыну моему исполнилось год и два месяца. Он в полном здравии, однако, в сердце всегда присутствует опасения, что когда-то врачи могут вынести неутешительный вердикт. Всё что говорят врачи, выполняю», - рассказывает Саёхат.

Саёхат рассказывает, что ее будущий ребенок остановил ее от суицида, на который она пыталась пойти после того, как узнала, что заразилась ВИЧ. Она признается, что день и ночь просит бога лишь обо одном, чтоб ее ребенку не передалась эта страшная болезнь.

Об этом же молится Носира, сельская женщина, у которой двое детей заражены ВИЧ и еще один скончался от этого вируса. У Носиры сейчас нет супруга, она осталась одинока в эти черные дни с пятью детьми.

Таких душераздирающих историй в жизни таджикских женщин много, женщины, которые, по словам многих, не вели непристойный образ жизни и некоторые никогда не выезжали за пределы своего кишлака.


Плоды верности: ВИЧ/СПИД


Эти женщины заразились ВИЧ от своих супругов-мигрантов, которые в поисках заработка выезжали в Россию и оттуда вместе с деньгами привозили своим женам и детям болезни и новые тревоги.

В настоящее время в Таджикистане среди более 2300 официально зарегистрированных носителей ВИЧ, 450 женщин, среди них есть и будущие мамы.

По словам Севары Комиловой, руководителя неправительственной организации «Гули Сурх», оказывающей помощь матерям, имеющих положительный ВИЧ-статус, «в настоящее время в Таджикистане проживают 140 беременных женщин-носителей ВИЧ, 40 из которых родили».

«По данным центра по борьбе и предотвращению ВИЧ, большинство из оставшихся женщин родят до конца этого года», - говорит она.

Многие женщины имели постоянного партнера. По официальным данным, из 51 беременной женщины в Таджикистане, у которых был выявлен вирус в 2004-2009 годах, только шестеро не имели постоянного партнера.

Жертвы ВИЧ говорят, что чаще всего в обществе бытует мнение, что все женщины-носители вируса когда-то занимались проституцией. Севара Комилова говорит, что жертвы страдают вдвойне, потому что стигма или предвзятое отношение людей, плохо информированных о путях заражения СПИДом, давит на их и без того тяжелое положение.

Многие эти женщины страдают от того, что становятся изгоями в обществе своих бывших соседей, родственников и друзей.

«Хуже всего, когда такое отношение проявляется медицинскими работниками, которые, как требуется, должны лучше всех остальных знать, как нужно вести себя с носителями СПИДа с точки зрения медицинских и этических норм», -
говорит она.


Заразившиеся ВИЧ подвергаются стигме


Саёхат из-за слабого здоровья постоянно обращается за помощью к врачам, испытывая при этом унижения и оскорбления.

«Один раз для анализа крови у меня попросили денег, сказала, что в настоящее время у меня нет денег. Они сказали, что торговать тело можешь, а денег дать не можешь. Они смотрели на меня, как будто я проститутка», - говорит она.


Манижа Хаитова, руководитель Центра по психическому здоровью и
Манижа Хаитова
ВИЧ/СПИДу, говорит, что основная проблема женщин – жертв ВИЧ является стигма и отношение общества к ним, в частности в медицинских учреждениях.

«Эти женщины нуждаются в качественных медицинских услугах, однако, к сожалению, когда они обращаются в больницу, вынуждены скрывать свой статус, так как они больше всего подвергаются стигме со стороны медработников»,
- говорит она.

Мохистон, которая чаще обращается к врачам, рассказывает:

«Когда иду в больницу, ощущаю недоброжелательное отношение. Даже говорить не хотят с нами. Отношение к нам очень плохое».

От страха отношения врачей, матери имеющие положительный ВИЧ-статус скрывают его. Возглавляемая Манижой Хаитовой организация оказывает помощь более 150 женщинам и детям. Она говорит, что иногда врачи прописывают лицам с ВИЧ положительным статусом лекарственные средства, которые не лечат, а наоборот усугубляют болезнь.


Согласно проведенному исследованию в Таджикистане, только 60 % медицинских работников готовы оказывать помощь больным ВИЧ/СПИДом наравне с другими больными. Еще одна проблема, от которой страдают женщины-носители ВИЧ, это насилие и плохое отношение членов семьи.

«К нам обращаются женщины, которые пытались покончить жизнь самоубийством. Они подвергались насилию со стороны родственников супругов. Был случай, когда родственники мужа, узнав, что его жена и ребенок заразились ВИЧ, поднимали на них руки.

Иногда дело доходит до того, что эти женщины задумываются о смерти. В нашу организацию часто обращаются такие женщины»,
- говорит Манижа Хаитова.

Эти слова подтверждает специальное исследование по проблемам предотвращения ВИЧ/СПИД, в котором отмечается, что каждый третий опрошенный сказал, что ВИЧ-инфицированный должен быть отделен от общества.

Половина опрошенных ВИЧ-инфицированных говорят, что подвергаются стигме при оформлении документов на работу, обращении в больницу, правоохранительные органы и образовательные учреждения.


Меры по предотвращению стигмы и распространение ВИЧ

Официальные органы Таджикистана заявляют, что для предотвращения стигмы в отношении ВИЧ-инфицированных и распространения этого заболевания в стране, реализуется много программ, одна из которых национальная программа на 2007-2010 годы, которая уже завершена, и в настоящее время реализуется программа на 2011-2015 годы.


Даврон Кунгуротов, заведующий Центра по предотвращению распространения ВИЧ/СПИД в Хатлонской области говорит, что одним из важнейших направлений этой программы является предотвращение распространения заболевания среди мигрантов и их семей.

«Один из приоритетов программы – работа с трудовыми мигрантами, беременными женщинами, группой риска, в частности с инъекционными наркоманами и женщинами, занимающихся предоставлением секс-услуг», - говорит он.

Правительство Таджикистана заявляет, что осознает угрозу распространения ВИЧ/СПИД в стране и по некоторым оценкам число заразившихся приближается в 10 тысячам человек. Число таджикских женщин, которые заразились от мигрантов, по некоторым оценкам составляет 2800-3200 человек.


Недавнее исследование свидетельствует об изменении отношения общества по отношению к ВИЧ-инфицированным за последний трехлетний период. В этом опросе, который был проведен среди более 4000 представителей различных слоев населения, в том числе людей, живущих с ВИЧ, более 60% респондентов ответили, что в отношении лица, который заражен этим заболеванием, будут иметь «нормальное и доброжелательное отношение».

По словам экспертов, если стигматизация продолжится, ВИЧ-инфицированные уйдут в тень, в результате чего осложнится контроль, регистрация и предотвращение распространения этой болезни.

Болезнь, которая стремительно распространяется в Центральной Азии, по сравнению с другими регионами мира, по сведениям ООН, может иметь опасные последствия для этого региона.

Исследователь Светлана Анкер, которая изучала опасность распространения ВИЧ/СПИД в Центральной Азии, пишет, что малочисленные страны региона, финансовые и технические ресурсы которых ограничены, находятся в очень сложном положении.

Скорость распространения ВИЧ имеет опасную тенденцию для экономического и политического развития человечества, а также вопросов, связанным с безопасностью в целом.

(Настоящие имена женщин-носителей ВИЧ, изменены из гуманных соображений)

Тохир Сафар
XS
SM
MD
LG