28 сентября 2015 года таджикский адвокат Бузургмехр Ёров покинул свой офис, чтобы встретиться с представителями Министерства внутренних дел.
Начальник Управления МВД по борьбе с организованной преступностью вызвал Бузургмехра на беседу, которая, как надеялись в его семье, будет простым разговором.
При этом у Бузургмехра наверняка было понимание того, что его ждет. Незадолго до этого один из самых неутомимым адвокатов-правозащитников Таджикистана принял в работу дела 13 оппозиционных политиков, которых правительство бездоказательно обвинило в подготовке госпереворота. Всего за несколько дней до этого Бузургмехр объявил, что один из его подзащитных подвергся пыткам в следственном изоляторе, и призвал других юристов объединить усилия в представлении интересов задержанных политиков. Вскоре после этого объявления чиновники попросили его отказаться от дела. Он отказался.
Когда Бузургмехр вошел в здание Министерства внутренних дел 28 сентября, он был немедленно арестован. Ему было предъявлено обвинение в подлоге, мошенничестве, разжигании национальной, расовой, местнической или религиозной вражды, а также экстремизме. В заявлении, опубликованном министерством, он описывается его как «адвокат-мошенник» и «жулик». Несколько недель спустя в телевизионном шоу Бузургмехра показали как «адвоката-мошенника», сопроводив сюжет стоковыми изображениями мешков с деньгами.
Проведя в следственном изоляторе более года и пережив судебное разбирательство, которое изобиловало процессуальными нарушениями, в октябре 2016 года Бузургмехр был приговорен к 23 годам заключения. Его приговор позже был увеличен до 28 лет после того, как Бузургмехра осудили по дополнительным политически мотивированным обвинениям (включая неуважение к суду, которым судья посчитал вызывающее стихотворение, которое адвокат осмелился зачитать вслух на суде).
24 января 2019 года Бузургмехр будет находиться в тюрьме уже 1215 дней. Этот день особенно примечателен, поскольку в эту дату отмечается День адвоката под угрозой. «День» является частью девятилетней кампании, призванной повысить осведомленность общественности о проблеме насилия и карательных мер в отношении юристов во всем мире.
К сожалению, в этот день Бузургмехр — не единственный адвокат, находящийся в опасности в Таджикистане. Его коллеги находятся под угрозой серьезного
преследования в виде карательных и незаконных арестов, тюремного заключения, запугивания и угроз убийством, которые получают многие адвокаты (а также члены их семей), обычно в отместку за ведение политических дел. Многие адвокаты, которые защищали представителей политической оппозиции, были обвинены в подрыве национальной безопасности преступлений или были вынуждены покинуть страну из-за боязни репрессий, а те, кого арестовали и привлекли к ответственности, столкнулись с закрытыми и предвзятыми судебными разбирательствами, а также суровыми приговорами.
Помимо назначения тюремного срока Бузургмехру, правительство арестовало и задержало по крайней мере еще пятерых адвокатов по правам человека — Шухрата Кудратова, Фахриддина Зокирова, Джамшеда Ёрова (брата Бухургмехра), Нуриддина Махкамова и Дильбар Додожонову, а также Фируза и Далера Табаровых, сыновей Исхока Табарова, другого известного правозащитника. Фахриддин вышел на свободу после двух тюремных сроков. Джамшед был выпущен из тюрьмы 30 сентября 2016 года и покинул Таджикистан из-за продолжающихся притеснений и страха ареста. Шухрат был выпущен в августе 2018 года, но после этого полиция навещала его по крайней мере шесть раз. Кроме того, он не может заниматься юридической практикой. В мае 2017 года, вскоре после публикации в Facebook обращения к Президенту Таджикистана Эмомали Рахмону прекратить преследование Бузургмехра, известный юрист-правозащитница Файзинисо Вохидова была допрошена властями, которые затем помешали ей выехать из страны. В конечном итоге запрет на поездки за рубеж был снят, но, к сожалению, Файзинисо скончалась в начале этого месяца. Она так и не дождалась восстановления своей адвокатской лицензии. Партнера Бузургмехра Нуриддина Махкамова судили вместе с Бузургмехром, он был приговорен по политически мотивированным обвинениям к 21 году лишения свободы.
Правительство Таджикистана также предприняло шаги по ограничению независимости института адвокатов. В ноябре 2015 года был принят новый закон, обязывающий всех адвокатов продлевать свои лицензии в Министерстве юстиции вместо независимой коллегии адвокатов или органа лицензирования, а также сдавать квалификационный экзамен каждые пять лет. Для выявления адвокатов, которые готовы брать на себя политические дела, данный экзамен включает в себя разнообразные вопросы, не имеющих отношения к юриспруденции, в том числе вопросы по истории, культуре и политике. Таджикские адвокаты обеспокоены тем, что экзамен, находящийся в ведении властей, используется для исключения тех, кто может взяться за дела, направленные против интересов правительства.
Действия Таджикистана были решительно осуждены международным сообществом. В октябре прошлого года Ассоциация юристов Англии и Уэльса выпустила письмо с просьбой о том, чтобы правительство освободило всех адвокатов, находящихся в заключении. Европейский союз и Соединенные Штаты также обсудили дело Бузургмехра на самом высоком уровне в правительстве Таджикистана. Моя юридическая компания, в сотрудничестве с организациями «Свобода сейчас», «Адвокаты для адвокатов» и компанией DLA Piper, подала петицию в Рабочую группу ООН по незаконному лишению свободы от имени Бузургмехра. Мы ожидаем заключения по этому делу в самое ближайшее время.
Такие адвокаты, как Бузургмехр занимают важное место в обществе. Они представляют интересы маргинализированных лиц, брошенных или подвергающихся преследованию со стороны своих правительств. Они являются хранителями верховенства закона и правосудия. Подвергая преследованиям и даже уголовным обвинениям адвокатов, которые осмеливаются брать на себя на непопулярные дела, Таджикистан не только нарушил свои обязательства в рамках международного права — он практически уничтожил юридическую профессию. Количество лицензированных адвокатов в стране снизилось с более чем 1200 в 2015 году до всего 600 в 2017 году. В Таджикистане на 14 500 человек приходится всего один юрист. Этот второй наиболее низкий показатель на душу населения в Центральной Азии, ниже только у Туркменистана.
В День адвоката под угрозой мы призываем Таджикистан прекратить преследования адвокатов. Таджикистан должен восстановить независимость института адвокатуры, подтвердить важность верховенства правосудия в пределах своих границ и немедленно и безоговорочно освободить Бузургмехра и всех остальных адвокатов, содержащихся в заключении из-за ведения политических дел. В случае если Таджикистан не выполнит данные требования, правовое сообщество — и международное правозащитное сообщество в целом — должны использовать все доступные каналы коммуникации и влияния, чтобы положение смелых таджикских адвокатов стало постоянным предметом обсуждения в дипломатических, военных, туристических, экономических или других разговорах об этой стране.
Марк Готтридж — партнер в юридической компании Hogan Lovells, которая бесплатно представляет интересы Бузургмехра. Он также является соавтором петиции в Рабочую группу ООН по незаконному лишению свободы.